26 мая 2013 г.

Умберто Эко - Пражское кладбище


Первое мое знакомство с замечательным итальянцем Умберто Эко началось, как я понял, с далеко не самого известного произведения. Но и "Пражское кладбище" показалось мне интересным, оригинальным и нестандартным историческим романом.


Как и любое историческое произведение (а только на них мне и хватает времени сейчас), "Пражское кладбище" познакомило меня с определенными событиями и реальными личностями.

В начале я узнал многие закулисные подробности Рисорджименто, так называемому объединению Италии. Будучи в Риме я видел кучу героических монументов главным действующим лицам Гарибальди, Мадзини, Кавуру, Виктору Эммануилу II. Но на страницах Эко это лишь обычные люди со своими недостатками, алчными и самолюбивыми стремлениями. И я почему-то больше верю автору чем официальной историографии.

Дальше роман переносит меня в Париж и оставляет меня там до конца повествования. А Париж второй половины XIX века еще то кишащее гнездо, состоящее из революционеров, шпионов, террористов, подлых журналистов, всевозможных авантюристов и нечестных на руку дельцов.

К слову, главный герой и является отвратительнейшим персонажем, качества которого мне даже будет стыдно расписывать. Однако автор заставил читателя переживать за его судьбой тоже. Кстати, на страницах я и не встретил ни одного положительного персонажа. Это и выделяет роман среди подобных ему.

Но вернусь к Парижу. Автор рассказывает про конец империи Наполеона III, франко-прусскую войну и, естественно, Парижскую Коммуну. Вскользь проскакивают упоминания о великих литераторах Франции XIX века - Дюма, Пруст, Жоли, Мопассан, Сю, художниках-импрессионистах, врачах-психоаналитиках. Публицист атеист Таксиль и вовсе здесь основной персонаж, и опять же далеко не положительный. Много страниц отведено и знаменитому Делу Дрейфуса. А также новомодным религиозным учениям - теософии, палладизму, сатанизму и пр.

Но самая главная тема, это все-же создание "Протоколов Сионских мудрецов", фальшивому документу, якобы изобличающему стремление евреев всего мира добиться мировой гегемонии и власти. Причем еврейский заговор здесь связан и с масонским, и с иезуитским, и, даже, с сатанинским.

В общем, интересный роман для любителей теорий заговора, политических интриг и шпионских войн. С интересными мыслями и, возможно, историческими открытиями автора. Ведь Умберто Эко помимо писательского ремесла выдающийся историк, философ и исследователь. И с его произведениями я планирую знакомиться и дальше.


Отправить комментарий