17 мар. 2013 г.

Все фильмы Мишеля Девиля (Michel Deville)


Я многое мог бы рассказать про французского режиссера Мишеля Девиля, но боюсь, что редкий русскоязычный киноман сможет заинтересоваться его творчеством. Про него и французские зрители знают мало. Но тем не менее, следуя традиции раскрывать работы понравившихся кинодеятелей, его стороной обойти я никак не должен. 

Во второй половине XX века, когда на весь мир гремели французские кинорежиссеры "Новой волны", на экранах периодически появлялись малозаметные картины Девиля. Поначалу легкие комедии с неимоверными сюжетами, позже комедии и драмы, более глубокомысленные и сложные. За что мне понравились его работы? В первую очередь, совершенной алогичностью сюжетов и поступков героев. К тому же сотрудничеством со знаменитыми операторами (визуальный ряд некоторых лент Девиля ни в чем не уступает Кубрику и Малику) и актерами, как правило, играющих не только в кино, но и театре. Признаюсь, что у него встречаются и проходные картины. Но сейчас, с постепенным "отупением" кинематографа, они смотрятся довольно прилично и интересно.

Все ленты режиссера я, естественно, просмотреть не мог. Сейчас, да и раньше, они малоинтересны для массовой публики. Но что увидел, непременно опишу для вас.


С первых фильмов Девиль показывает, что запретных тем избегать не собирается. Но при этом и шокировать зрителя тоже не будет. Для этого есть другие европейские "новаторы". В этой мелодраматической комедии показан роман 18-летней девушки (вот я впервые и увидел в кино Марину Влади) и взрослого мужчины. Не лучшая работа режиссера.


Из-за, из-за женщины (1962) À cause, à cause d'une femme
Великолепная детективная комедия с просто обворожительными актрисами. Ко всему этому добавляется и интересный сюжет с любовным... сейчас посчитаю... пятиугольником.


Квартира для девочек (1963) L'appartement des filles
И снова криминальный сюжет с не менее очаровательными исполнительницами главных ролей. В этом фильме режиссер вывел образы "девилевских преступников", симпатичных, остроумных и обаятельных, каких в природе, наверное, и не существует.




Неплохая криминальная драма с совершенно невозмутимым главным героем в исполнении Эдди Константина.


Украли Джоконду (1965) Il ladro della Gioconda
Старая, добрая, но такая же и "нафталиновая" комедия. Как вы поняли из названия, на криминальную тематику. Один из худших фильмов режиссера, как по мне.


Солдат Мартен (1966) Martin Soldat
Никак не ожидал увидеть фильм Девиля на военную тематику. Неплохая комедия положений про злоключения французского актера в стане нацистов, партизан и союзников. Как и во всех картинах режиссера сюжет предугадать практически невозможно.


Бенжамен, или Дневник девственника (1967) Benjamin ou Les mémoires d'un puceau
Знаковый фильм для Девиля, наконец-то принесший ему относительную известность. Великолепный фильм про нравы и обычаи аристократов галантного века. Отличная игра Мишель Морган, Мишеля Пикколи, сногсшибательной здесь Катрин Денев и молодого и талантливого Пьера Клементе. Один из лучших в фильмографии режиссера.



Типичное кино Девиля, которое очень нравится. Но почему так и не могу объяснить. С одной стороны фривольна комедия с героем-любовником, а с другой - сюрреалистическая драма.



Медведь и кукла (1969) L'ours et la poupée
Поначалу я не мог понять, кто режиссер данной картины. В уме все всплывал только Роже Вадим. Настолько этот фильм был похож на его работы. Здесь снова засветились звезды первой величины - Бриджит Бардо и Жан-Пьер Кассель. Легкая ненавязчивая комедия, очень напоминающая "Укрощение строптивой" с Челентано.


Рафаэль-развратник (1971) Raphaël ou le débauché
Картина очень похожа на "Бенджамена". И похожей неразделенной историей любви, и странными отношениями, и обращением к исторической тематики (здесь, правда, период времени Июльской революции 1830 года).


Женщина в голубом (1972) La femme en bleu
Что ни говори, а Мишель Пикколи - замечательный актер, который не стал популярным у нас лишь из-за смелых ролей, воплощенных им на экране. В этой драме часто повторяющийся у Девиля сюжет - герой-любовник и уйма красивых женщин. Но простой эту картину уже никак не назовешь - с каждым новым фильмом у режиссера все больше появляется своеобразной философии и тщательного раскрытия внутреннего мира главных героев.


Взбесившийся барашек (1973) Le Mouton enragé
Потрясающая ироническая комедия с золотым актерским составом тех времен - Жан-Пьер Кассель, Жан-Луи Трентиньян, Роми Шнайдер, Джейн Биркин. Я так и не понял, почему этот фильм неизвестен у нас.


Досье на 51-го (1978) Le dossier 51
Очень нетипичная для режиссера драма, посвященная деятельности секретных служб и тотальной слежке за людьми. Подача материала гениальна, такого в кино я еще не встречал. "Процесс" Кафки просто отдыхает, настолько здесь показана беззащитность человека в государственном механизме.


Путешествие тайком (1979) Le voyage en douce
Что-то у меня закрались подозрения, что американская картина "Тельма и Луиза" немного не оригинальная картина. Так она похожа по атмосфере и сюжету на эту работу Девиля. Своеобразный роуд-муви с талантливыми актрисами Джеральдин Чаплин и Доминик Санда.


Глубокие воды (1981) Eaux profondes
Еще один шедевр на тему любовных отношений. Великолепный сюжет и постановка дополняется гениальной игрой Жан-Луи Трентиньяна и Изабель Юппер, моих любимейших французских актеров той эпохи.


Маленькая банда (1983) La petite bande
Для меня осталось загадкой, что подвигло Девиля на снятие этого фильма. Попробую сформулировать жанр картины - экзистенциальный мистический детский роуд-муви. К тому же фильм совершенно без какой-либо речи и титров. Сюжет и постановка снова уникальны и не имеют аналогов в кинематографе.


С этого фильма и началась моя симпатия к творчеству режиссера. Совершенно непредсказуемая и необъяснимая драма с потрясающими сюжетными хитросплетениями. Запоминающаяся игра актеров Анемона и Ришара Боринже.


Шестерка (1986) Le paltoquet
Вполне возможно, что этой картиной вдохновлялся Ларс фон Триер перед созданием небезызвестных "Догвиля" и "Мандерлея". Настолько похожи визуальный ряд и атмосфера фильма. Но самое впечатляющее в этой работе - кастинг. Посудите сами. На полную мощь играют Фанни Ардан, Даниель Отой, Ришар Боринже, Филипп Леотар, Жанна Моро и Мишель Пикколи.



Чтица (1988) La lectrice
Соглашусь со многими критиками и киноманами - это вершина творчества Девиля. Лучший образец европейского кино - иронического, экспериментального и лишенного каких-либо ограничений. Потрясающая роль Миу-Миу, гениальный сюжет, работа художников и оператора, создавшая великолепный визуальный ряд. Не посчитайте меня снобом, но фильм просто находка для эстетов.


Летняя ночь в городе (1990) Nuit d'été en ville
Еще одна находка для любителей кино. Театр двух актеров - Жана-Юга Англада и Мари Трентиньян, снявшихся уж в очень откровенных ролях. Скрупулезный и точный анализ мыслей и поступков влюбленной пары.


Перепутав все кары (1992) Toutes peines confondues
А с этого фильма у меня как раз началось знакомство с Девилем. Вполне предсказуемо, что подход автора к работам понравился мне не сразу. Ироническая драма с криминальным подтекстом.


Погоня за божеством (1997) La divine poursuite
Один из немногих провалов режиссера. Невнятная криминальная комедия с отсутствием какого-либо почерка предыдущих работ Девиля.


Болезнь Захса (1999) La maladie de Sachs
Данный фильм наверняка понравился бы Чехову и Булгакову. Сложная и многогранная драма про работу и жизнь провинциального доктора. Один из лучших фильмов про профессию врача.



Настоящее французское кино с великолепными диалогами и очаровательными актрисами. Все же Девиль всегда умел показать женскую красоту в любом женском персонаже.


Последний на данный момент кинофильм Девиля. Интересная комедия на тему взаимоотношений между полами (как и большинство работ режиссера), больше похожая на спектакль, чем на киноленту.


Отправить комментарий