10 июн. 2012 г.

33 легенды острова Хортицы


Ну вот наконец-то я и посетил с Дашей прогулку от Ромы Акбаша. К интересным экскурсиям по меннонитским местам, Соцгороду и Александровску добавилась новая, по Хортице. При этом самая что ни на есть оригинальная и эксклюзивная. Рома рассказывал всевозможные истории и легенды про наш чудесный остров, а "приглашенный экскурсовод" Тарас Белка (фронтмэн, двигатель и идейный вдохновитель группы Крапка) знакомил нас с мифологией и традициями древних славян и играл на аутентичных народных инструментах. Прогулка выдалась просто потрясающей. Спасибо за это Роману и Тарасу. Молодцы!

Ну а теперь чуть подробнее.


Маршрут прогулки выкладывать не буду. Во-первых, чуть-чуть, но огражу оригинальные идеи Ромы от плагиата. А во-вторых, просто забыл поставить на запись GPS-трек. Да ну и ладно.

Собралось на прогулку около 70 человек. Рома хоть и пытается сдержать поток своих поклонников специальной регистрацией, но народу к нему всегда собирается множество. Но остров у нас огромный, поэтому тесно не было.

Встретились мы в 5 вечера у памятника казаку Мамаю, который я почему-то про себя называю Хендриксом.


Сразу же все получили историю про собирательный образ казака в лице Мамая и посмотрели карту острова, выгравированную на граните.


А дальше, прячась от жары, зашли в лес и пошли по тропам, летом - человечьим, а зимой - заячьим. И сразу же на пути встретился идол, а точнее образ (Тарас просил называть их правильно) славянского бога Чура, который охранял домашний очаг и не пускал на родную землю всевозможную нечисть.


Так и в нашем случае, на перепутье дорог (там где любит тусоваться нечистая сила) стоит Чур и охраняет путников и местных жителей. В подтверждение своих слов Тарас показал следы покушения на образ, который так и остался несломленным и несожженным. Замечу, что на прогулке было много детей, и поэтому приходилось фильтровать информацию. Так бы мы узнали еще больше интересного, как например, формы святилищ или фаллический образ Чура. Ведь только с появлением христианства в наших краях появились всевозможные табу и запреты на сексуальную тему. А раньше все было куда проще ("Что естественно, то небезобразно")

Затем мы пересекли остатки укреплений русско-турецкой войны 1730-х годов, которые буквально исполосовали всю Хортицу. Кстати, по мнению многих историков, во время этой войны на острове находился Брауншвейгский полк, воевавший на стороне Российской империи. И как раз в это время в полку проходил воинскую службу известный многим барон фон Мюнгхаузен, тогда еще молодой корнет кирасирского полка. Согласитесь, не каждый город может похвастаться тем, что был приютом для "самого правдивого человека в мире".

Чуть дальше мы дошли до предполагаемого места (уже обоснованно оспоренного учеными) древнего дуба, под которым еще тысячелетие назад наши предки приносили жертвоприношение в ознаменование преодоления тяжелейших днепровских порогов (уж простите за многоэтажные дополнения в построении предложений)


Думаю, не стоит говорить что виды острова Хортицы и Днепра являются красивейшими местами Украины, да и всего мира.


Название острова восходит тоже к мифологии древних славян. Хорты - это существа в виде псов, служившие древнеславянским богам. Впрочем, не стоит отбрасывать и самого бога Хорса.

Послушав небольшую историю об Ушвивой скале, названной в честь маленьких и милых животных, мы пришли к первому святилищу.



Далеко не секрет, что в нашем городе существует множество людей исповедующих древние языческие культы, для которых остров Хортица является культовым местом. На этих святилищах они и справляют свои богослужения и ритуалы. Но так как наше общество сейчас подвержено болезни ПГМ (православию головного мозга), то все святилища и образы язычников периодически уничтожаются христианскими священниками, верующими и другими шизиками. По сути, наши церковники это те же бандиты, с тем только отличием, что у них в руках сверхрентабельный бизнес. Так и здесь, поляна со святилищем Перуна и Велеса, во время нашего прихода могла нам показать лишь деревянные обрубки. Боги эти, между прочим всегда были соперниками. Один был покровителем древлян, другой полян. Да и любовный треугольник существовал между ними и богиней Макожью, к святилищу которой мы далее и пришли.


Если предыдущее святилище было средоточием мужских сил, то здесь всегда можно встретить женщин, ищущих энергии, силы, здоровья у древнеславянской богини Земли. Я конечно, скептически отношусь ко всем этим легендам, но такая религия мне совершенно не мешает, а даже становится временами интересной.

Следующим пунктом прогулки была балка Велика Моллодняга, где по легенде, проходили испытания юношей, желающих стать казаками. Там же мы и встретили каких-то мужиков в шароварах, лупящих кнутам по бедным деревьям.


То место всевозможными экстрасенсами считается одним из самых "энергетичнейших" на острове. Об этом свидетельствуют и огромные тополи.


Далее поднялись наверх к еще одному святилищу. В это время как раз проходило восстановление уничтоженных образов.


Там же и начался первый музыкальный привал в исполнении Тараса. Так мы послушали окарину, сопилку и жалейку.




Пройдя еще немного по лесу увидели еще одно святилище, а точнее обсерваторию. Такой себе украинский Стоунхэндж. По размерам куда меньше, по энергетике куда круче.


Буду честным. Хортицу изъездил вдоль и поперек, а здесь ни разу не был. Хорошо спрятались язычники. Находившись по лесу, вышли к Днепру к Совутиной скале, названной в честь казака-характерника Совуты. Также красивейшее место, называющееся в народе "Три мачты".






Запорожскую Сечь мы проигнорировали, уж очень попсовое место. Прошли дальше и уселись на огромных валунах ,чтобы прослушать второй миниконцерт Тараса.


Эта музыкальная пауза была куда экзотичнее. Игра на джоломыге, циркулярное дыхание при игре на диджериду и, вообще, невероятная "игра носом".




Поднялись к музею и увидели отличную панораму ДнепроГЭСа, где Рома рассказал легенды про происхождение названий островов, находящихся между плотиной и Хортицой. Там же начиналась и Тарасова стежка, по которой ходил крутейший украинский поэт Шевченко. Прогулка подходила к концу и у нас еще было время подойти к самому северному, скальному,  месту острова.


Там находится предполагаемое место гибели князя Святослава (хотя днепропетровцы так не считают). Сечевые ворота, где проходило еще одно посвящение кандидатов в казаки. И Змеиная пещера, на которой я остановлюсь подробнее, уж очень интересная легенда. 

У воды в пещере некогда жила женщина, прозванная змееногой (по древнегреческим мифам - Ехидно). То ли чудищем была, то ли ноги были как у фотомодели. Зашел как-то сюда Геракл, да да, тот самый. Не постоянно же подвиги выполнять. Были у него кони, которые эта женщина и похитила и предложила Гераклу остаться с ним на ночь, в обмен на животных. Наш герой был с дороги, уставший, поэтому и не преминул заночевать у женского пола. Ночевал он там... три года. Понравилось. Но неразбериха и дефолт в Греции заставили его вернуться. В подарок он оставил женщине три сына: Гелона, Агафриса и Скифа. Ну и в память свой лук и пояс со словами "кто их обуздает, тот и будет тут царем". Самым смекалистым и сильным оказался Скиф, так его племя и стало править в наших краях. Как вам сказочка?

Еще с этим местом связана история о том, что во время крещения Руси в 988 году, все деревянные образы языческих богов в Киеве были выкинуты в Днепр. И только здесь всплыл самый главный образ Перуна. А еще тут можно найти каменное изваяние, которое по легенде служило пограничным столбом между землями скифов и Амазонок.

Как видите, под конец прогулки Рома разошелся и все только успевали запоминать интереснейшие легенды. Я, кстати, многого, что услышал, Вам не донес. Зачем Вам отбивать желание самим посетить эту замечательную прогулку. Да и плагиаторщикам помогать тоже особо незачем.

А мы закончили прогулку у арочного моста и отправились по домам.


Все было классно, интересно и отлично. Роме и Тарасу огромный респект.


Отправить комментарий