19 янв. 2012 г.

Роберт Грейвс - Я, Клавдий

Похоже, у меня появился еще один любимый писатель. Знакомьтесь, Роберт Грейвс, британский поэт, писатель, историк. Начал я с его самого знаменитого романа "Я, Клавдий". Прочитал я его сравнительно быстро и остался в восторге.

Повествование в романе ведется от первого лица. Про свою жизнь рассказывает Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик, в будущем римский император Клавдий. И рассказывает это так просто и интересно, что дух захватывает.


Как вы поняли, большинство событий происходит в Римской империи, а это и современная Италия, и Франция, и Германия, и Палестина, и другие страны. Временной отрезок - 0 - 40 года нашей эры. Клавдий становится свидетелем великих исторических событий. Мы узнаем о первом римском императоре Августе и его жене Ливии (жестокой, расчетливой и умной), которая была фактическим правителем империи. Станем свидетелями германских войн под предводительством талантливого полководца Германика, брата Клавдия. Затем поймем как внезапно умирали наследники Августа и стал императором Тиберий, алчный извращенец. А потом после него роман расскажет про недолгую и кровавую эпоху правления Калигулы, одного из самых жестоких и сумасбродных людей за всю историю человечества.

Не каждый исторический учебник познакомит нас со становлением молодой Римской империи, как этот замечательный и исторически точный роман. А история империи чрезвычайно циничная и кровавая. Парадокс, что именно эти "звери" дали толчок для развития всего западного мира. Впрочем, по примеру США становится все очевидным.

Стоит еще заметить, что у меня поменялось отношение к Клавдию. Раньше я почему-то равнял первых императоров под одну гребенку (Тиберий, Калигула, Нерон). Как оказалось, Клавдий, хоть и был некрасивым и странным типом со своими слабостями, но являлся отличным ученым, историком и просто умным и добрым человеком, что было в то время практически невозможным.

Уже сейчас начал читать продолжение жизнеописания Клавдия (уже императора)  "Божественный Клавдий и жена его Мессалина"  И хоть я читаю сейчас не так часто как раньше, но постараюсь ознакомиться и с остальными произведениями автора.


Отправить комментарий