19 нояб. 2011 г.

Древо жизни

Древо жизни, The Tree of Life, США, 2011, режиссер - Терренс Малик

Пожалуй, для меня это самый ожидаемый фильм года. Почему то был уверен, что он мне обязательно понравится, так оно и произошло. Уже очень давно являюсь поклонником Терренса Малика. Многих раздражает в его фильмах размеренность, медленное повествование, длинные монологи, сосредоточение камеры на каком-то одном элементе. Меня это, наоборот, завораживает и оставляет неизгладимое впечатление. В каждом фильме режиссер рассматривает какое-то явление на фоне существования человечества, мира, бога. В "Пустошах" это тема жестокости, в "Тонкой красной линии" - война и убийства, в "Новом свете" - столкновение разных цивилизаций. В этом фильме на первом месте семья. Можно сказать самый "бытовой" фильм Маллика.

К сожалению, в моем Запорожье не удосужились выпустить "Древо" на широкие экраны, что и повергло меня в уныние. Превосходные виды космоса, микроорганизмов, океанов, вулканов, динозавров я смотрел на обычном ноутбуке. Несмотря на это, сидел с открытым ртом.

В фильме раскрывается история американской семьи, отца, матери и троих сыновей. Отношения между братьями, между детьми и матерью и детьми и отцом. Мать олицетворяет духовность, отец - строгость и жестокость нашего мира. Начинается кино с трагедии - погиб один из детей. Режиссер противопоставляет смерть одного человека масштабам Вселенной.

"Древо" сложно назвать игровой кинокартиной. Нет, в нем превосходная игра актеров, Джессика Честейн для меня стала и вовсе открытием. Но главное здесь - визуальный ряд. Это не фильм, это  картина, живописное  полотно. И это в моих глазах большее искусство, чем другой продукт Голливуда. Кому-то не нравится в Маллике постоянное "пихание" в фильмы свои запутанные взгляды. Но разве искусство не является мировоззрением мастера? Так и здесь рассуждения о жизни, боге, человечестве, родителях.

Операторская работа, монтаж на самом высшем уровне. Не зря над этим фильмом режиссер трудился около тридцати лет. В процессе съемок получилось 360 часов отснятого материала. Кроме того, "божественное" музыкальное сопровождение. Вечная "Влтава" Сметаны или "Лакримоза" польского композитора Плейснера (напомнившая мне саундтрек из отличнейшего Фонтана).


Для меня это, однозначно, лучший фильм этого года и, вообще, лучший фильм о семье и семейных ценностях.


Отправить комментарий